- Подробности
-
Опубликовано: 17.02.2014 13:14
-
Просмотров: 6951
Шаманизм как религия
ШАМАН?ЗМ - одна из ранних форм религии возникшая у большинства народов мира, основанная на вере в существование духов и божеств, населяющих окружающий нас мир, и в особого посредника – шамана, избранного духами, обеспечивающего возможность вступления в контакт людей с духами и божествами, достигающего этого контакта путем погружения в состояние транса. Древнейший феномен мировой цивилизации, основан на дуалистическом мировосприятии, разделяющий мир на обыденный и сакральный. География шаманизма охватывает Сибирь, Центральную Азию, Кавказ, Север Европы, Северную и Южную Америку, Африку, Австралию.
Материалы археологических раскопок, наскальные рисунки, реликты древнейших обрядов и традиций, связанные с шаманизмом восходят к первобытно-общинному строю. Дальнейшее свое развитие шаманизм получил в эпоху разложении родового строя и начальных этапов формировании классового общества. Основной отличительной чертой шаманизма как формы религии является вера в то, что особые люди шаманы обладают сверхъестественной способностью вступать в состоянии экстаза в непосредственное общение с духами и шаманскими божествами. При этом шаман, воздействуя на них выявляет причины тех или иных проблем, возникших у верующих, и устраняет их при помощи различных обрядов, жертвоприношений, молений и т.п.
Тунгусо-маньчжурское слово «саман» означает «исступленный», «беснующийся». Русские казаки, колонизаторы Сибири, в начале XVII в. впервые встретили здесь тунгусов (эвенки), которые своих колдунов называли шаманами. Это название русские распространили на всех отправителей языческих культовых обрядов у народов Сибири, несмотря на то, что каждый из них имел свои исконные названия:
ойун (у якутов), боо (у бурят), ком(кам) (у тюркоязычных народов Саяно-Алтайского нагорья) и т.д., а шаманку тюрко-монгольские народы называли одним и тем же словом «удган». что указывает на то, что женское шаманство в Центральной Азии и Сибири древнее и предшествовало мужскому.
Современный монголо-бурятский термин «боо» («шаман») восходит к среднемонгольскому «бугэ», «бекш». Во времена прихода к власти Чингис-хана первым этого высочайшего титула (сана) был удостоен самый старший по возрасту из «запитого» ханского рода чингисидов старец Усун, который облачался в белую одежду, ездил на белом коне и садился на придворных приемах всегда выше самого императора. Чингис-хан поклонялся не персонифицированному верховному богу неба «Хухэ Мунхэ Тэнгри» («Вечное Синее небо»). Это был племенной бог рода Чингис-хана, а впоследствии и всего монгольского народа в целом. Старик Усун, родной дядя Чингис-хана, будучи государственным первосвященником и жрецом верховного бога творца формально ставился выше самого хана.
Параллельно с указанными культами в южных степных и лесостепных областях Сибири и Монголии широкое распространение получает культ неба («Тэнгри») и культ Земли Воды (др. тюрк, «Йер Суб»). Эту форму древней центрально азиатской политеистической религии можно назвать тэнгризмом, а ее служителей жрецами тэнгризма. Религиозный термин «tёnrj». означающий одновременно понятия «небо» и «бог», также tenrici «священнослужитель, служитель Бога Неба», широко бытовали у древних тюрков и зафиксированы в орхоно-енисейских рунических надписях V-VIII вв. Широкое распространение среди древних тюрков термина «tenrici» свидетельствует о том, что уже в то далекое время у предков современных тюрко-монгольских народов существовала высокоразвитая религия «Тэнгризм». Следовательно, существовали и ее священнослужители жрецы «ternrici. Но оказывается, задолго до этого времени термин «тэнгри» в китайской транскрипции «ченгли», бытовал в III в. до н. э. у хуннов.
Своего верховного бога творца и громовержца буряты называли Айа, якуты Айыы, финны, эстонцы и саамы Норвегии и Кольского полуострова Айс (Aije). Теоним этот имеет индоевропейское происхождение и восходит к древнейшим ныне мертвым анатолийским языкам Малой Азии хетто-лувийскому и тохарскому, у которых слово «Ai», «aja означало «сделать», «сотворить». Бог Айа являлся собратом древнеиндийской ?ндры древнегреческого Зевса, славянского Перун и скандинавского Тора. Буряты шаманисты луну раньше почитали как своего бога творца и праотца hapa эсэsэ (Луна отец), а солнце, соответственно, как ев праматерь Наран эхэ (Солнце мать). К тому же все тюркоязычные народы луну называют словом «ай» т.е. «творец». Рисунок луноголового божества с дубиной в руках выбит на скале Сагаан заба на западном берегу Байкала. Это тот же бог творец и громовержец, собрат скандинавского Тора. Тор считался лунным богом, а предмет, который держит в руках байкальский Тор, несомненно, является его знаменитым молот «Mjellnir». Матерью Тора была боги земли Ёрд. ?мя этой богини сохранилось до сего дня у бурят. Там же, на берегу Байкала, невдалеке от скалы Сагаан заба, на совершенно ровной равнине возвышается небольшая гора Ёрд. Она знаменита тем, что возле нее буряты издревле собирались ежегодно в начале лета и при стечении н скольких тысяч человек устраивали грандиозное многосуточное обрядовое игрище «Ердын наадан». Невдалеке от этой горы находится другая священная гора Ала, носящая имя бога Айа. На этой горе собирались большие, самые знаменитые белые шаманы и приносили жертвы богу Айа, а затем приходили к горе Ёрд и устраивали там ритуалы всенародное пиршество, а затем массовые народные игры и круговые хороводные танцы вокруг священной горы на протяжении шести суток.
Каждый год в начале лета номады Центральной Азии собирались у священных скал и под руководством своих белых шаманов вершили обряды, посвященные божествам ("Тэнгри") и Земли Воды ("?ер Суб»). Здесь они совершали жертвоприношения и обильные возлияния священным напитком из кобыльего молока («кумыс»). Образы своих божеств они высекали на священных скалах. ?менно в эту историческую эпоху в степях и лесостепях Южного Казахстана, Монголии, Китая, Забайкалья и Прибайкалья появляется великое множество наскальных писаниц, в их числе обнаружены многочисленные изображения боевых колесниц ближневосточного типа, а так же изображения фантастических «луноголовых» часто фаллических антропоморфных существ высеченных или нарисованных красной охрой на скалах всего указанного обширнейшего региона.
- Подробности
-
Опубликовано: 17.02.2014 13:07
-
Просмотров: 6685
Шаманизм — древняя религия бурят — господствовал у всех этнических групп, проживавших по обе стороны Байкала. Гмелин, Георги и другие русские и иностранные путешественники XVIII века во время пребывания в Забайкалье встречались с шаманами и шаманками, интересовались предметами культа, наблюдали камлание.
Бурятский шаманизм выделятся целым рядом особенностей: представлением о высших божествах, сложной системой обрядов и жертвоприношений, делением шаманов на белых и черных, особой школой шаманского посвящения и другими. В своем генезисе и основных положениях он имет много общего с монгольским шаманизмом, так как предки бурят и древние монголы в силу исторического развития были довольно тесно связаны между собой. Нельзя забывать, что в состав бурятской народности влились многочисленные группы монголов, покинувшие родные места во время междоусобиц и принесшие с собой религию предков.
Шаманисты одушевляют природу, обоготворяют ее явления. По шаманской мифологии, высшим божеством является небо — Хухэ Мунхэн тэнгри (Вечное синее небо). Небо считается мужским началом, дарующим жизнь, а земля — женским началом, дарующим форму предметам. Небо рассматривается одновременно и как особый мир, где существует своя жизнь, живет множество богов — тэнгриев, из которых одни считались добрыми, светлыми, а другие — злыми, темными. Светлые небесные божества назывались огторгойн мянган бурхад — тысяча небесных божеств, они иногда созывали совещания на Плеядах для обсуждения бед, постигших бурят на земле. Небесные божества — тэнгрии — делились на западных и восточных. Когда-то они были объединены под главенством старого и могущественного Асаранга-тэнгри, а после его смерти разделились на два лагеря: 55 западных, добрых, и 44 восточных, гневых, тэнгриев.
Во главе западных тэнгриев стоит Хормуста-тэнгри, а во главе вторых — Ата-Улан тэнгри. Каждый тэнгри или группа тэнгриев, местопребывание которых — видимая часть неба, ведают определенной областью природных явлений и жизни людей. Так, например, небу покровительствуют семь тэнгриев, грому и молнии—десять, светилам (солнцу, луне и другим) — восемь, болезням — три. Несмотря па вражду, западные и восточные тэнгрии поддерживают между собой связь через специального посланника Сан-Сагаан-нойона. Ступенью ниже тэнгриев стоят их сыновья и внуки, получившие общее название «хаты» и соответственно разделявшиеся на западных, добрых, и восточных, гневных. Западных ханов 90 и их возглавляет Хан-Шаргай-нойон; во главе восточных ханов стоит Эрлик-хан. В ведении последнего находится подземное царство с 88 темницами, где томятся души людей, совершивших проступки, а также обитает многочисленный штат чиновников: писарей, надзирателей, рассыльных и прочих. Жизнь тэнгриев и ханов ничем не отличается от жизни богатых и властвующих на земле людей. Они имеют жен, детей (преимущественно сыновей), многочисленные стада скота и табуны лошадей, окружены большой свитой слуг, едят, пьют, гуляют, ссорятся, участвовуют в войнах. Тэнгрии, как высшие существа, слишком священны и далеки от людей и часто действуют через посредство хатов, поэтому роль последних в бурятском шаманстве была весьма велика. За тэнгриями и хатами в пантеоне следовал другой разряд божеств или духов — эжины, или хозяева — покровители вод, рек, озер, гор, леса, огня и т. д. Разряд этот многочислен. К нему относились души умерших знаменитых шаманов и шаманок, а также простых людей, по тем или иным причинам приблизившихся к богам.
На самой низшей ступени шаманской иерархической лестницы стоят многочисленные мелкие существа — бохолдой, ада, шудхэр, анахай, альбин, дахабари и другие, представляющие собой души простых смертных, которые занимались тем, что постоянно приносили людям вред. Таким образом, перед нами пантеон, устроенный по образцу земных социально-политических институтов, где роль народа играют толпы человеческих душ и других духов, аристократии — разнообразные боги, а монарха — верховное божество.
Помимо общего пантеона, у каждой племенной или территориальной группы имеются свои покровители, тотемы и культ племенных вождей. Так, эхириты считают своим покровителем Хухэ Мунгэн тэнгри, булагаты — Будургуй Сагаан тэнгри, хоринцы — Сахилгаан Сагаан тэнгри, хонгодорцы — Ураг Сагаан тэнгри; тотемом у булагатов сивый бык, у хонгодорцев и хоринцев — лебедь, а у эхиритов — орел. Роды, прибывшие из Монголии и Джунгарии, частично забыли свою мифологию и племенные божества, частично восприняли божеств и онгонов у булагатов, эхиритов, хонгодоров и хоринцев. Утверждение, что каждое бурятское племя или род имеет своих богов и духов-покровителей, которым посвящают молебствия и приносят жертвы, нельзя понимать буквально. Многие из так называемых племенных богов пользуются широкой известностью за пределами рода или племени и имеют почти общебурятское значение. Так, например, Буха-нойон одинаково был почитаем как булагатами, так и эхиритами, икинатами и другим племенами и группами.
Об общебурятском значении некоторых представителей шаманского пантеона свидетельствуют данные хоринских летописей. В частности, в хронике Вандана Юмсунова. в числе 13 северных нойонов Монголии, которым когда-то поклонялись хоринцы, упоминаются Ажирай Бухэ, Хуа Цолбон, Ама Сагаан-нойон (хозяин Ангары), Буха-нойон и другие. Тот же В. Юмсунов говорит о 99 тэнгриях, разделяющихся на западных и восточных, и указывает, что из 55 западных тэнгриев хоринцы возносили молитвы 50, а остальным приносили жертвы. ?з 44 восточных тэнгриев упоминались в молитвах 40, но лишь четверым— Гужир Чундур тэнгри, Бомбо Махан тэнгри, Ата Улан тэнгри и Годоли Цаган тэнгри — приносили жертвы.
Представление о шаманах и их учении будет неполным, если не коснуться вопроса о шаманском трансе (онго орулха), играющем важную, хотя и не основную роль в шаманском церемониале. В бурятском шаманизме термин онгон означает - божество, дух. Причем онгонами называют только тех божеств или духов которые могут «вселятся» в тело шамана. Онгоном также называют изображение, иконический знак духа, божества. Во время транса онгон вошедший в тело шамана может отвечать на различные вопросы, волнующие верующих, находить причину болезней, несчастий и проблем, а также давать рекомендации как исправить ситуацию, какой обряд совершить, и каким божествам или духам поклониться.
Время появления онгонов у бурят может быть отнесено к далекому прошлому, к той эпохе, когда они «жили общей жизнью с остальными племенами монгольской группы.
Обеспечение хорошей работой, удачи в делах, счастливого потомства, угадывание воли неба, совершение обрядов в честь тех или иных богов и духов, освящение мероприятий общественного характера, благословление новобрачных на свадьбе, знание мифологии, родословных своих соплеменников — вот далеко не полный перечень того, чем должны заниматься шаманы. Они же выступают в качестве врачевателей, астрологов (предсказателей), толкователей снов, знатоков и блюстителей родоплеменных порядков и обычаев.
Бурятские шаманы проходят девять ступеней посвящения. Высшие шаманы, то есть шаманы, получившие девять посвящений, называются «заарин».
Помимо посвященных шаманов, имеются непосвященные— минааша, ябган, хаялгаша и другие, которые, в отличие от высших шаманов, совершающих самые сложные и дорогостоящие обряды, исправляют мелкие требы.
Шаманское посвящение рассматривается бурятами как большое общественное событие, поэтому в нем участвуют не только сами шаманы, но и весь род (подрод). Все расходы, связанные с совершением этого обряда, ложились на членов коллектива. Шаманами могут стать только люди, непосредственные потомки шаманов.
При посвящениях будущие шаманы дают сородичам клятву о своей готовности оказывать им помощь в любое время, независимо от того, богат или беден человек, не требовать вознаграждения за свои услуги.
Опытные шаманы нередко являются знатоками устного народного творчества. Знание фольклора и умение мастерски исполнять его — свойство, видимо, не одних бурятских шаманов. «Вообще шаманы в Алтае, в Саянах и Таннуоле — главные хранители народных преданий»,— отмечал в свое время Г. Н. Потанин. Это объясняется тем, что в шаманизме нет молитвенных книг и священного писания, различные обряды и связанные с ними правила не приведены в систему, письменно зафиксированную. Но шаманы, как посредники между верующими и высшими существами, должны совершать молебствия, разбираться в категориях и «потребностях» (можно было бы сказать: капризах) богов и духов, угадывать прошедшее, предсказывать будущее, объяснять верующим происходящие жизненные процессы, то есть иметь какие-то знания и уметь удовлетворять духовные нужды страдающих. Многое зависит от способности шамана к импровизации, от овладения им фольклорной традицией. Мифы, сказки, легенды, предания, родословные — именно это духовное богатство народа используется шаманами. Особенно часто шаманы обращаются к мифологии — виду устного народного творчества, в котором отражаются воззрения людей на окружающий мир.
Эрудиция шамана в этой области с давних пор в известной мере определяла и его авторитет. Некоторые шаманы хорошо знали и исполняли произведения героического эпоса, приписывая их героям божественное происхождение. В старину у бурят, как и у тувинцев и других народов, эпические произведения — улигеры — исполнялись нередко в религиозно-магических целях: для умилостивления богов и духов при несчастных случаях, стихийных бедствиях, во время охоты и в продолжительных поездках, для обеспечения удачи. Между шаманизмом и эпосом есть точки соприкосновения и даже некоторый параллелизм.
Бурятские эпические герои действуют в мире, управляемом богами, и представляющем собой сложную иерархическую структуру. Шаманы, безусловно, всегда понимали значение улигеров в жизни людей, поэтому овладеть этим мощным средством эстетического воздействия на верующих было делом большой важности. ?менно по этой причине ламы одним из средств борьбы с шаманизмом считали запрещение исполнения улигеров, рассматривая их как идеологическое оружие шаманства. Этим объясняется небольшая сохранность улигеров в Забайкалье. ?мелся и чисто шаманский фольклор, функции которого заключались в выражении идеологических аспектов шаманизма, в объяснении обрядов.
Представление о Вселенной, о потустороннем мире, о сверхъестественном, о душе и смерти, о посредничестве шаманов между людьми и духами, обожествление сил природы — все это отражалось в произведениях устного народного творчества шаманов и верующих масс народа, Бурятский шаманский фольклор отличался многообразием жанров, включая в себя мифы, рассказы, предания, легенды, генеалогии, заговоры и заклинания, гимны, клятвы, призывания и найгуры. Шаманская мифология состояла из мифов: о божествах высшего ранга шаманского пантеона — тэнгриях (небожителях); об их сыновьях— хатах (или ханах); о великих эжинах (хозяевах) Байкала, Ангары, Ольхона, Лены и других крупных рек, Саянских гор, Кяхты, озер, местностей; о владыке подземного царства Эрлин-хане с тремя его писарями; о первых шаманах и шаманках, о появлении шаманства у бурят. Мифов о тэнгриях, хатах и эжинах было так же много, как много этих богов. Они часто связывались с космогоническими и другими мифами и вместе с последними создавали интереснейшие и весьма поэтические картины Вселенной. Существенной идеологической частью шаманизма, не менее важной, чем мифы, являлись многочисленные рассказы анимического содержания: о душе, о смерти, о потустороннем мире, о духах рек, лесов, домашнего очага, скотного двора, о кознях злых духов (ябадал, дахабари, анахай, ада, шудхэр), о нечистых местах, об оборотнях, о живых шаманах и шаманках. В них повествуется о событиях, имевших место в действительности или выдаваемых за действительные, и дается их объяснение. Шаманисты верили в реальность этих рассказов и свою веру связывали с совершением каких-либо обрядов. В анимистических образах, создаваемых религиозными людьми, олицетворялось то, что поражало их воображение, вызывало у них страх, затрагивало их жизненные интересы. Приобретая художественное и образное выражение, эти рассказы оказывали большое эмоциональное воздействие на слушателей.
Шаманские предания повествуют о более или менее отдаленных событиях, связанных с шаманским верованием и трактуемых как достоверные. В преданиях шаманского фольклора обычно рассказывается о происхождении и истории шаманских родов и корней (утха), например, о знаменитых тарасинских и хурдутских шаманских родах, о нэрьеэр или буудал утха (небесный или спустившийся корень); о жизни и деятельности великих шаманов — зааринов; об испытании шаманских сил по воле ханских властей; о так называемых горных старцах, аханутах, которые суть души умерших шаманов; о людях по каким-то выдающимся обстоятельствам попавших в шаманский пантеон, например, о Хара Ажирай и его друге Харамцай мэргэне, которые храбро воевали с чужеземными захватчиками, о двух хоринских девушках-сиротках, об унгинской бабушке; о преследовании шаманов ламами, об изгнании их из Монголии и Забайкалья; о хара монголах, то есть о курыканах, духи которых до сих пор якобы живут и требуют ублажения. В легендах рассказывается о чудесных, необыкновенных делах, приключениях и злоключениях вымышленных шаманов, шаманок, различных заянов, святых, например, о шамане Тоhар, сделавшем 99 мужчин шаманами и 88 женщин шаманками, о шамане-дереве, о буудалах (спустившихся камнях). Особенно много легенд посвящено шаманским чудесам, тому, как тот или иной шаман во время камлания втыкал нож в грудь или горло, облизывал докрасна раскаленное железо, опустошал посуду с молочным вином, находясь в совершенно другом месте. Границы между легендами и преданиями, включая и мифы, весьма подвижны.
Шаманский фольклор является неписаной книгой священных преданий, передаваемых из поколения в поколение, живой религиозной хрестоматией.
В легендах, в отличие от преданий, повествующих о более или менее достоверных явлениях прошлого, много фантастического, сверхъестественного. Генеалогии или родословия шаманов занимают в шаманском фольклоре небольшое место, но роль их была очень важна. В условиях шаманского избранничества служителям культа необходимо было знать не только происхождение своего рода и племени, но и шаманскую генеалогию.
В прошлом большие шаманы, посвященные, могли перечислить своих предков— шаманов за 14—15 поколений, не говоря о том, что выводили родословия целых родов и улусов от мифического первопредка Буха-нойона до 23—25 поколений. Шаманы в худшем случае должны знать свою шаманскую родословную до девятого поколения, ибо число девять, по воззрениям шаманистов, священно. Заклинания — это магические формулы, посредством которых шаманисты воздействуют на сверхъестественные силы, на окружающий мир. Раньше у бурят заклинания произносились во многих случаях: перед охотой или рыбной ловлей, поездкой в город на базар или в гости в дальний улус, перед вселением в новый дом, во время свадебных и других бытовых церемоний, при обряде возвращения в тело ушедшей души, изгнании нечистых сил из дома или юрты, при освящении коня или быка. ?сполнялись они как шаманами, так и стариками и старухами, знавшими шаманскую обрядность, имеющими часто утха, а иногда, если обряд несложный, просто рядовыми улусниками. Гимны представляли собой хвалебное песнопение в честь определенных богов или духов. Наиболее распространенными были гимны хозяину огня Сахяадай-нойону и его жене Саядай-хатан, прародителю бурят Буха-нойону, воинственным Хан-Шаргаю, Хара Ажираю и другим. Существовали гимны покровителям кузнечного дела, домашних животных, некоторым онгонам и заянам.