Начинается сказка с того, что на мансийскую деревню налетает огромный орел Курк, хватает самую красивую женщину, невестку богатыря Тэк-ики, и уносит ее за Урал, в город саран (коми-зырян). «Тэк-ики сказал брату Ай-ас-торуму: «Почему ты свою жену не защитил? Надо пойти искать ее». Брат сказал: «Какой силой я ее буду защищать? Пойду — убьют!» — «Ты хочешь, чтобы наш народ был уничтожен, а богатыри появились за Уралом: ведь твоя жена рождает богатырей, поэтому ее и утащили, — сказал Тэк-ики» [Шесталов Ю.Н. Собрание сочинений. В 5 т.— СПб. — Ханты-Мансийск, 1997. — Т. 1: 383]. Затем Тэк-ики отправился вызволять похищенную, по пути зарубил двести менквов (злых духов) и с помощью невестки спасся из приготовленной ему ловушки, а о том, вернул ли он женщину своему брату, в сказке не говорится.
Это, несомненно, шаманская сказка, и повествует она вот о чем. Зырянский шаман похитил у Ай-ас-торума лучшего духа-помощника (вероятно, у того зырянина в роду были манси, поскольку духи могут похищаться или наследоваться в пределах одного рода [см. Булгакова Т.Д. Шаманство в традиционной культуре: системный анализ. — СПб., 2001: 45 — 58]). «Часто похищение настолько ослабляло пострадавшего, что он не в состоянии был справиться со своими проблемами и вынужден был обращаться за помощью к другому шаману» [Булгакова 2001: 56]. Именно поэтому обокраденный говорит: «Какой силой я ее буду защищать? Пойду — убьют». Сильный шаман Тэк-ики взялся помочь брату, исходя из следующих соображений: во-первых, из-за потери главного духа-помощника мог умереть его брат; во-вторых, враждебный зырянский шаман, заполучив духа, который «рождает богатырей», мог истребить мансийский род (враждующие шаманы стремятся уничтожить не только противника, но и всех его родственников, чтобы родовые духи врага не перешли к кому-нибудь по наследству и чтобы не появился шаман-мститель [см. Булгакова 2001: 62 — 78]); в-третьих, Тэк-ики мог оставить возвращенного духа себе и тем самым увеличить свое могущество. Судя по тому, что найденная невестка помогла богатырю выбраться из западни и тому, что о возвращении жены мужу сказка умалчивает, шаман Тэк-ики присвоил освобожденного духа-помощника. Описанное в сказке могло произойти с шаманом, впервые рассказавшим ее, во время камлания, или сновидения (во сне тоже шаманили), или же счастливый конец истории был придуман шаманом-сказителем, не имеющим возможности вернуть украденного иным способом, кроме как рассказывая сказку о своей вожделенной победе.