Кто и как становятся шаманами

Свой особый дар шаман наследует от предков и, кроме того, шаман должен быть избран духами. Духи предков как бы избирают конкретного человека посредником между ними - духами и людьми. ? когда у людей возникают трудности (болезнь, травмы, переломы, потеря зрения, смерть близкого человека, автокатастрофы, пропажа имущества, а порою и просто какие-либо непонятные явления) или, напротив, у духов появляются претензии к людям (редко вспоминают, произвели беспорядок в местах обитания духов, не приносят им положенные угощения) – и во всех подобных случаях шаман выступает в качестве посредника, заставляя людей и упрашивая духов сделать то, что положено.

Но прежде, чем человек обретет шаманскую силу, он проходит обряд инициации (испытания и посвящения). Обряд довольно мучительный, длящийся от нескольких месяцев до нескольких лет. Внешне все проявляется в форме совершения поступков, непонятных другим людям, нередко наводящих на мысли о психическом здоровье человека. Существует даже специальный термин – «шаманская болезнь». Это когда духи требует от «избранного» ими человека согласия стать шаманом, а тот не хочет, сопротивляется. В ответ духи «ломают» его, ставят препятствия в семейной жизни, в работе, насылают болезни или даже смерть на него, на его родных. Чаще всего, избранные духами люди отказываются принять дар потому, что понимают, что это очень ответственный и тяжелый «груз».

      Как только тот, кого называют избранниками духов, соглашается стать шаманом, «шаманская болезнь» проходит. Принявший дар предков человек берет на себя роль посредника между миром людей и миром духов и должен способствовать благосостоянию своих сородичей, оберегать их от бед, помогать каждому, кто нуждается в помощи. Молодой шаман, руководимый духами и вполне земным учителем – другим шаманом, постарше, - начинает постепенно набирать опыт и становится все большим и большим профессионалом в шаманской практике. Шаман по мере развития своего дара проходит целый ряд посвящений. Посвященные шаманы в разных бурятских этнических группах назывались по разному: едоото(жодоото), шанартай, шэрээтээ, оргойто, хэсэтэ и т.д. Самое высокое духовное звание в шаманизме – зарин. ?стинные шаманы – это люди особой чувствительности, особого видения мира и эта способность носит наследственный характер. Современные психологи интерпретируют эту способность как подключение к информационному полю Земли.
      У шаманов измененные состояние сознания. Аспект проявления необычных способностей, «избранничества», в настоящее время недостаточно изучен и не контролируется медицинскими и психологическими службами. В свете современных медицинских представлений шаман – обладатель «расширенного сознания», первый в мире психоаналитик и психотерапевт. Он владеет способностью ментально существовать в разных обличиях, находиться в разных местах (биолокация), путешествовать во времени, перемещаться из мира людей в мир духов, мысленно перевоплощаться. Наиболее сильные шаманы обладают способностью через камлания влиять на природно-климатические явления (вызывать вихри, бури, дожди, гром, молнии; предотвращать пожары, наводнения, землетрясения и др.).
Богатый внутренний мир шаманов, сформировавшийся в результате специфической практики и благодаря их психологическим способностям, позволял им в течение тысячелетий претендовать на обладание особыми, сверхъестественными качествами. Настоящим шаманом во все времена мог стать только чистый, не эгоистичный, волевой, духовно подготовленный человек, подтвердивший свои достоинства и лучшие качества жизненными испытания и проверками. Чем крепче внутренний дух человека, определяемый волей и морально-нравственными качествами, тем выше его энергетика. Накопление в себе внутренней силы и энергетики есть сакральная часть любого посвящения.
      Каждый шаман уносил с собой свои секреты. Однако последующим поколениям эти секреты передавались генетически (из уст в уста), если рождался такой человек, который был достоин этого сакрального знания. В этом и заключалась сила и особенность шаманской школы, предназначенной для передачи опасной сакральной информации. ?менно поэтому шаман проходил долгую и суровую школу обучения и посвящения.
      Шаманы в обществе занимали высокое социальное положение. Они участвовали в решении хозяйственных, управленческих, судебных, семейно-брачных и других вопросов. Они совмещали в себе функции гадателя, предсказателя, врачевателя, блюстителя обрядов и традиций, норм обычного права, знатока истории и родословных улуса, рода, племени, поэта, певца, сказителя, артиста, гипнотизера, учителя, наставника. Шаман у бурят – один из ярких выразителей мировоззрения и культуры своего народа, своей эпохи.
      Шаман совершает коллективные молебствия-праздники (тайлаганы, обо тахилга, сасли), семейные и индивидуальные угощения (хэрэг, мургэл, заh
ал, хаялга), комплекс обрядов для исцеления больного, для вселения души ребенка в бездетную женщину, для изменения погоды, и многое другое.